Естественно-научная грамотность — это компонент функциональной грамотности, который подразумевает способность ребенка занять компетентную общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками, интерес к естественно-научным фактам и идеям. Такая грамотность позволяет человеку принимать решения на основе научных фактов, понимать влияние естественных процессов, науки и технологий на мир, экономику, культуру.
Естественно-научная грамотность
Основные компетенции научного объяснения явлений
Первая из них – это научное объяснение явлений. В эту компетенцию входят следующие умения:
- применять полученные в ходе обучения естественно-научные знания для объяснения явлений;
- создавать и применять объяснительные модели;
- прогнозировать развитие явлений и процессов;
- объяснять принцип действия технологий и приборов.
Следующей компетенцией естественно-научной грамотности является понимание особенностей естественно-научного исследования. Эта компетенция включает следующие умения:
- распознавание и формулирование цели исследования;
- определение оптимального способа научного исследования и его оценка;
- выдвижение и обоснование научных гипотез;
- поиск и оценка способов обеспечения надежности и достоверности научных данных и объяснений.